Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

универсальные грамматики

Лингвистика

Универса́льные грамма́тики

(«всеобщие», «общие», «рациональные», «философские», «аналитические»

грамматики) - грамматики, в которых грамматические категории

объясняются через категории мышления. В У. г. рассматривается

номенклатура понятий и принципов, предположительно общих для всех

людей в области восприятия и осмысления действительности, и,

соответственно, необходимый набор грамматических категорий для выражения мысли в

речи. У. г. восходят к «всеобщим» и «философским» грамматикам 16-17 вв.

Первым фундаментальным грамматическим сочинением, основанным на «новых

началах», а именно на «анализе мысли» с точки зрения «операций

рассудка», на анализе общих смысловых категорий восприятия человеком

действительности, является изданная в 1660 во Франции и многократно

переиздававшаяся как во Франции, так и за её пределами «Grammaire générale et raisonnée de Port-Royal»

(«Всеобщая и рациональная грамматика Пор-Рояля»), авторы которой -

аббаты монастыря Пор-Рояль (или Пор-Руаяль) А. Арно и К. Лансло. В этой

грамматике соединилась тонкость методического подхода к анализу фактов

языка с философским осмыслением основных грамматических категорий и

понятий. Традиционные, восходящие к античности методы описания языка по частям

речи и грамматическим категориям, применявшиеся зачастую без учёта

специфики материала языков и без осмысления основных значений

грамматических категорий, делали грамматику 17 в. наукой запутанной и во

многом непоследовательной, вели к процветанию в обучении грамматике

схоластических принципов и различных мнемонических приёмов в ущерб

постижению «разумных» начал языка. Авторы грамматики Пор-Рояля

полагали, что их метод поможет постичь основы «рационального» подхода к

изучению языка, базирующегося на «анализе мысли» с позиций способностей

разума. Поэтому центральным звеном теории Пор-Рояля стало описание

«операций рассудка», при помощи которых человек воспринимает,

анализирует и осмысляет окружающую действительность. Операции рассудка

постижимы и выразимы только через язык и на языке. Таким образом,

сформировалось одно из ключевых понятий У. г.: язык является «средством

анализа мысли», а слова - это «звуки отчётливые и членораздельные, из

которых люди составили знаки для обозначения

своих мыслей».

Грамматика Пор-Рояля разделена на 2 части: «Слова как звуки» и «Слова

как средства выражения и передачи мысли», состоящие соответственно из

6 и 24 глав. Во 2‑й части содержатся положения об «основных операциях

рассудка» и соответствующих им языковых категориях. «Операции

рассудка» - «представление», «суждение»,

«умозаключение». Соответственно им языковые категории реализуются в

принципиальных функциональных различиях между частями речи. Имена (существительные и прилагательные), местоимения, артикли

соотносятся с операцией «представления», глаголы, отглагольные части речи, а также союзы и междометия являются

языковой реализацией способности к «суждению». Способность к

«умозаключению» реализуется на уровне связного текста (особенно в так

называемых периодах). Для определения частей речи применение лишь

логико-семантических критериев

признавалось недостаточным, учитывалась роль слова в предложении.

В грамматике Пор-Рояля последовательно решается проблема «общего» и

«частного»: набор логико-смысловых категорий, находящих то или иное

выражение в языках на грамматическом или лексическом уровнях,

составляет «общее», а эмпирическое постижение свойств «языка вообще»

через изучение грамматической организации отдельных языков -

«частное». «Общее» постижимо через «частное», а «частное» - через

«общее». Например, понять, является ли та или иная грамматическая

категория «общей», можно лишь через «частное» изучение фактов языков,

которое показывает, что на самом деле нет «общих» грамматических

категорий, а есть лишь более или менее распространённые способы

реализации логико-смысловых категорий, которые считались

действительно универсальными. Категории же, являющиеся

формальными, например категория рода, не могут

выступать в виде «общих» категорий (см. также Универсалии языковые, Логическое направление в языкознании).

Существенным шагом вперед в описании имени явился принцип отделения

«субстанции» от «акциденции» в области именования с учётом специфики

реализации логических категорий в языке (в частности, на

синтаксическом уровне).

Универсальной грамматике Пор-Рояля предшествовала длительная

традиция, изучение которой началось лишь в последнее время

[грамматические трактаты средневековых «модистов»; «Минерва, или

О причинах латинского языка» Ф. Санчеса (Санкция; 16 в.) в Испании и

др.], однако название именно грамматики Пор-Рояля стало родовым и

послужило источником наименования многих других грамматических

сочинений, созданных в традициях грамматики Пор-Рояля. Как правило,

«общие и рациональные» грамматики дополнялись трактатами по «логике, или

искусству мышления». Наиболее полно идеи «общей и рациональной»

грамматики были развиты в 18 в. во Франции в трудах С. Ш. Дюмарсе

(1769), Н. Бозе (1767), Э. Б. де Кондильяка (1775) и в Англии, особенно

в работах Дж. Харриса («Hermes or philosophical inquiry

concerning language and universal grammar», 1751), Дж. Битти

(«The theory of language», 1788), лорда Монбоддо,

Дж. Пристли. Идеи У. г. получили развитие в большинстве

западноевропейских стран, а также в России, особенно в конце 18 -

начале 19 вв. (см. Языкознание в

России).

Развитие идей «общей и рациональной» грамматики привело к тому, что к

середине 18 в. единый ранее предмет грамматики разделился на 2 области:

«грамматической науки» и «грамматического искусства». «Грамматика может

изучать два вида принципов строения языков. Первые присущи всем языкам,

а истинность их неизменна; они относятся к природе самой мысли и служат

анализу мысли... Истинность вторых лишь гипотетична и зависит от

соглашений свободных и изменчивых... В соответствии с этим могут

существовать „общая" и „частная", грамматики, причём первая является

„наукой", а вторая - „искусством"» (Бозе). Выделение «грамматической

науки», созданной на базе «общих и рациональных» грамматик, в отдельную

область знания о языке послужило основой формирования

общелингвистического знания (общего языкознания) в отличие от

частнолингвистического знания. Таким образом, в У. г. 18 в. зародилось

представление о двойственности предмета лингвистики и начала

формироваться «парадигма» (см. Историография лингвистики)

общелингвистического знания.

Философской основой У. г. являлась не только философия рационализма

(картезианство), но и философия эмпиризма и сенсуализма, сама процедура

обоснования всеобщности мыслительных (понятийных)

категорий не играет в методе «общих и рациональных» грамматик особой

роли. В У. г. отсутствовало диалектическое осмысление развития

грамматического строя языков, им был чужд сам принцип историзма.

Ограниченность методов и исходных принципов «общих» грамматик

объясняется также тем, что в 17 - начале 19 вв. многие языки ещё не были

известны и описаны, что вело к европоцентризму номенклатуры исходных

категорий описания языков. Сравнительно-историческое языкознание утверждало

свои методы и принципы в борьбе с «общей» грамматикой, объявив её

антинаучной. Негативное отношение к этим грамматикам господствовало в

истории языкознания с 19 в. до 60‑х гг. 20 в.

Современная мировая и в особенности советская историография

лингвистики, рассматривающая У. г. с учетом исторических условий их

возникновения и развития, отмечает прогрессивную роль У. г. в эпоху

формирования основных европейских национальных литературных языков. Именно в У. г. была

разработана методология и даны

логико-философские обоснования принципов описания любого языка по

частям речи и грамматическим категориям. Давая общую номенклатуру

значений грамматических и лексико-грамматических категорий, У. г.

исходили из того, что эти значения могут быть так или иначе выражены в

любом языке, но разными языковыми средствами. У. г. создали базу для

типологического и сопоставительного

языкознания. Идеи У. г. находят применение в преподавании языков, типологии лингвистической, в работах по

универсалиям лингвистическим, в генеративной лингвистике.

Амирова Т. А., Ольховиков Б. А.,

Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М.,

1975;

Бокадорова Н. Ю., «Общая грамматика» XVIII в. и современное

общее языкознание, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1982, т. 41, № 2;

её же, Французская лингвистическая традиция XVIII - начала

XIX в., М., 1987;

Малявина Л. А., У истоков языкознания нового времени.

(Универсальная грамматика Ф. Санчеса «Минерва» 1587 г.), М., 1985;

Chomsky N., Cartesian linguistics, N. Y. - L.,

1966;

Donzé R., La grammaire générale et raisonnée de

Port-Royal, Berne, 1967;

Chevalier J.‑Cl., Histoire de la syntaxe, Gen.,

1968;

La grammaire générale des modistes aux idéologues,

Lille, 1977 (лит.);

Ricken U., Grammaire et philosophie au siècle des

Lumières, Lille, 1978.

Н. Ю. Бокадорова.

Полезные сервисы